?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

У каждого, наверное, есть в сознании какой-то образ исторического времени (идеализированный, конечно), которое ему кажется наиболее интересным, или, может даже, наиболее для себя подходящим. Для кого-то это Возрождение, для кого-то Средние века, для кого-то античность; опять-таки для кого-то это античность греческая, а для кого-то – римская. Для меня таким временем-идеалом является Древняя Греция с расхаживающими по саду Платоном, Эпикуром или, на худой случай, Аристотелем (где-то еще Диоген в бочке прячется). А вот теперь я нашел и свое анти-время. Ведь логично, что если есть время-идеал, то должен существовать и образ времени, в котором вот нисколечки не хотелось бы оказаться. Даже чисто теоретически, чтобы посмотреть, что там и как. Итак, если есть время-идеал, то должно быть и время-кошмар. Теперь я могу сказать, что анти-временем, временем-кошмаром для меня является время жития протопопа Аввакума, а сама книга станет для меня символом этого времени.

Вкратце житие протопопа Аввакума можно описать так: меня бьют, а я им в ответ читаю Священное Писание. Вы скажете – так это раскол виноват. О, раскол – это отдельная тема, отдельный чудовищный кошмар, но я вас хочу разочаровать – образ жизни Аввакума до раскола мало чем отличался от послераскольного. Точно так же его били, а он в ответ молился и читал Писание. Приведу красочный отрывок-иллюстрацию:

"Потом другой начальник в другое время на меня рассвирепел: прибежав ко мне в дом, бил меня и на руке, как пёс, покусал персты; когда же наполнилась гортань кровью, тогда выпустил из зубов своих мою руку и, меня оставив, пошёл в свой дом. Я же, поблагодарив Бога, обвертев руку тряпкой, пошёл к вечерне. А он по дороге наскочил на меня снова с двумя пистолями и выстрелил из пистоли. И Божиим мановением на полке порох пыхнул, а пистоль не выстрелила. Он же бросил её на землю и из другой снова выстрелил. Божия же воля так же учинила: и та пистоль не выстрелила. Я же усердно, идучи, молюсь богу; осенил его больною рукою и поклонился ему. Он меня лает, а я ему говорю: «Благодать во устах твоих, Иван Родионович, да будет». После этого дом у меня он отнял, а меня выгнал, всего ограбив, и хлеба на дорогу не дал".

Раскол еще добавил ужасов, но, возможно, хотя бы прибавил какого-то смысла – хотя бы не просто так бьют, а за богоугодное (как кажется Аввакуму сотоварищи) дело. Все ж-таки креститься тремя перстами – это грех страшный, так что за это (то есть за борьбу против этого) и умереть не страшно. Они нас истязают, так мы себя сожжем заживо – чудная жизнь! Параллельно я читаю книгу «Прощание с Московией» Масси – про Петра Первого. Так вот «Житие…» - это и есть та самая Московия, с которой прощание происходит. Жестокая бессмыслица, обильно приправленная цитатами из Библии. Время-кошмар. Ну и петровское время – тоже кошмар, конечно. Кому на Руси жить хорошо? Даже и Петру – и тому не очень. Но на петровское время хотелось бы посмотреть. Со стороны, конечно. Так для того книги и читаем – чтобы смотреть, соблюдая разумную дистанцию:)

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
vse_chital
Aug. 29th, 2017 06:55 am (UTC)
- Житие мое..
- Какое житие твое, пес смердящий!
antonrai
Aug. 29th, 2017 06:57 am (UTC)
Угу, как-то так... "Что это вы все холоп да холоп":)
livejournal
Aug. 29th, 2017 09:30 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
egovoru
Aug. 29th, 2017 04:55 pm (UTC)
"Точно так же его били, а он в ответ молился и читал Писание"

Но ведь именно это и есть евангельский принцип "подставь другую щеку", разве нет? Я полагаю, что с таким принципом его жизнь и в любую другую эпоху была примерно такой же? (Как жизнь Ганди, например). Что же касается античных Афин, то мы ведь подсознательно представляем себе, что оказались бы там Платоном - а если бы рабом?
antonrai
Aug. 30th, 2017 06:24 am (UTC)
Есть реальность, в которой можно оказаться или рабом, или Платоном, а есть такая, в которой можно быть только рабом. Что же до сравнения Аввакума, например, с Ганди, то все же борьба-то за слишком разное идет. Опять-таки, если вспомнить Грецию, то я мог бы условно представить себе Аввакума "в форме" Диогена. Но по мне так быть Диогеном в сто тысяч раз интереснее. Другая среда, другое содержание жизни.
misha_makferson
Aug. 30th, 2017 07:14 am (UTC)
Ну Ганди. За Ганди стоял конгресс в котором отнюдь не только вегетарианцы-пацифисты состояли, разные кхм деятели были (Субхар наш Чандра Бос, ага). Поэтому Ганди и не прессовали совсем уж по беспределу, сам Ганди никто, но конгресс единственная политическая сила с которой можно разговаривать и договориться.
noname_rambler
Sep. 2nd, 2017 07:12 am (UTC)
Он был рабом:) в смысле есть легенда о продаже его в рабство...
egovoru
Sep. 2nd, 2017 02:20 pm (UTC)
Платон родился в благородном семействe (по матери был потомком Солона) и прожил обеспеченную жизнь. Как пишет Диоген, когда Дионисий Старший продал Платона в рабство в Сиракузах, некто Анникерид его тут же выкупил и отправил домой, так что эпизод с рабством был весьма мимолетный.
alek_morse
Aug. 30th, 2017 12:41 am (UTC)
В античной Греции тепло, море, памятники архитектуры...
antonrai
Aug. 30th, 2017 06:25 am (UTC)
Все это там и сейчас есть, только вот Платона не достает:)
noname_rambler
Sep. 2nd, 2017 07:12 am (UTC)
Для самих греков, для того же "расхаживающего по саду Платона" (под ручку с Эпикуром, мимо бочки с Диогеном) его время было "временем протопопа Аввакума" в каком-то смысле – почему Диоген в бочку и спрятался.
То есть – греков, после высшей точки их политического триумфа, после того, как они побили персов, начали "бить", сначала они сами себя, потом македонцы, потом римляне, а они в ответ "расхаживали по саду".
antonrai
Sep. 2nd, 2017 07:34 am (UTC)
Уже сам факт, что возможен такой человек как Платон с необходимостью говорит о том, что время какое-то другое:) Всякие кошмары-избиения имеют место в любое время, а вот возможность философствовать в саду - крайне редкая возможность...
noname_rambler
Sep. 2nd, 2017 07:44 am (UTC)
Вообще-то с "философствованием в саду" там были некоторые проблемы... У учителя Платона Сократа, у Анаксагора... Да и вообще время было довольно жёстким и даже жестоким – что и нашло отражение в философских системах тех же Платона, Диогена, Эпикура. Эпикурейский сад – это ж был своего рода рефьюгиум, существовавший больше в воображении философически настроенных личностей, а не в реальности.
antonrai
Sep. 2nd, 2017 07:54 am (UTC)
Тут решающим аргументом является результат философствований - а он вполне реален:) С точки же зрения "реальной жизни" философия всегда будет представляться некоей попыткой бегства от действительности; но и, скажем, теория идей Платона тоже может пониматься под таким углом, другое дело, что Платон подразумевает, что это как раз есть бегство к подлинной действительности умопостижения от убожества жизни ее теней.
noname_rambler
Sep. 2nd, 2017 04:54 pm (UTC)
С Платоном далеко не всё так однозначно. Как и с философией в целом. Не является она попыткой бегства от реальной жизни – вообще и у Платона в частности. А совсем наоборот. Другое дело – ей пока это плохо удаётся. Но ей всего-то пока две с половиной - три тысячи лет. Научному методу им. братьев Бэконов и их двоюродного племянника Галлилея – лет пятьсот.
Вы подождите ... ещё лет пятьсот или пару тысяч лет каких-нибудь (это ведь не так уж и много...) – тогда можно будет делать какие-то выводы.
А сейчас ...
stierliz
Sep. 6th, 2017 09:23 pm (UTC)
Представьте те времена, описываемые ужасы и при этом писание собственно этой книги. Всё было несколько не так, как описано, получается. Те, кого реально гнобили и убивали - были загноблены и убиты.
Ну и о целях - вы просто понять не можете их важности для человека того времени, поэтому так и реагируете.
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

Антон
antonrai
Праздник Философии
Website

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow