Праздник Философии (antonrai) wrote,
Праздник Философии
antonrai

Category:

Нарочитость и догматизм

Если далеко не так просто прийти к какому-то цельному мировоззрению, то далее далеко не так и просто оставаться в рамках этого мировоззрения самим собой. И одной из опасностей тут является (может являться) феномен нарочитости. Что тут понимается под нарочитостью? Допустим, некий человек строг. Он оказывается в какой-то ситуации, которая совсем не требует строгости, но тем не менее поступает по всей строгости своего «закона». Почему? Да просто потому, что он строг, а следовательно, не мог (якобы) поступить по-другому. Вот такой строгий поступок и будет нарочитым. Приведу другой пример. Некий человек поставил себе за правило всегда говорить правду. Тут он вдруг оказывается в ситуации, когда правду говорить явно не надо, но он не может пойти против своего правила и говорит правду. Этот «правдивый» поступок будет нарочитым. И еще один пример. Некий человек не любит роскоши и различных ее проявлений и, напротив, предпочитает ограничиваться в своей жизни лишь самым необходимым. Похвально? Вполне. Но вот ему понравилась какая-то вещь, не слишком дорогая, но и не вписывающаяся в его «закон необходимости». Так вот если он откажется от этой вещи на том лишь основании, что «я не могу купить эту вещь, потому что это против моих убеждений», то это и будет нарочитостью. Как? можем воскликнуть мы, разве это не здорово - следовать исключительно своим убеждениям? Разве именно это и не называется цельностью? Если уж человек строг, то пусть и будет строгим; если он правдив, то пусть и будет правдивым; и если он неприхотлив, то пусть и остается неприхотливым. Так? Нет, не так.
       На самом деле, есть у феномена нарочитости нечто общее с догматизмом. Догматик ведь утверждает непререкаемую истинность некоторых сформулированных им положений. То есть он не просто говорит, что нечто является истинным, но и что по-другому быть просто не может. Но ведь собственно к истине все это уже не имеет отношения. Мы можем сколько угодно настаивать на истинности того или иного положения, но оно от этого не станет ни более, ни менее истинным. Все, что идет в зачет – это доказательства. Догматик же пытается присовокупить к этим доказательствам еще и свою убежденность в их несомненной верности. Он настаивает на том, что истина является истиной, точно так же, как неприхотливый человек, когда он поступает нарочито неприхотливо, как бы настаивает на том, что он неприхотливый человек. Вообще, я думаю, что невозможно вполне избежать ни нарочитости в поступках, ни догматизма в исследованиях. Нарочитость – это своего рода ритуал, когда человек хочет доказать соответствие самому себе. Также и догматизм – это своего рода ритуал, смысл которого состоит в том, что человек ставит конечную точку. Дело обстоит именно так, а не иначе, говорит он. Ведь, если это не так, то и точку не поставить. Вопрос лишь в том, чтобы нарочитые поступки и догматизм так и оставались маргинально-ритуальными. Как этого добиться? Очень просто. Нужно уметь совершать поступки, входящие в противоречие с нашими установками, равно как и уметь пересматривать некоторые из сформулированных положений, которые вроде уже никак не подлежали ревизии. Только так и можно привиться от нарочитости и догматизма. «Только так»: звучит довольно догматично:)

 
Tags: мысли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments